Содержания:
- Основные цели организации диспетчеризации.
- Что собой представляет система автоматизации.
- Организация автоматизации коммуникаций.
- Аппаратные платформы для организации диспетчеризации.
- Структура современных систем.
- Необходимость автоматизации на объектах.
Современная диспетчеризация функционирует с использованием сетей интернет. Применение сервисов на основе «тонких клиентов», TCP/IP протоколов и инновационных технологий обеспечивают максимально эффективное управление работой систем на объектах различного назначения.
Основные цели организации диспетчеризации
Уровень оснащенности инженерных объектов с каждым годом только увеличивается. Поэтому для контроля за работой таких комплексов целесообразно использовать совершенные информационные технологии.
Среди основных задач организации автоматизации и диспетчеризации котельных, насосных станций, зданий различного назначения:
- экономия энергоресурсов;
- повышение уровня комфорта потребителей;
- уменьшение расходов на эксплуатацию ЖКХ;
- обеспечение технологической безопасности;
- возможность осуществления коммерческого учета.
Что собой представляет система автоматизации
Если для создания первых автоматизированных сетей использовались устройства с заранее заданным алгоритмом работы, то современные системы оснащают универсальными программируемыми контролерами.
Такая компактная электроника способна заменить сотни электромеханических аналогов. А благодаря программной реализации функций, можно с минимальными временными и денежными затратами адаптировать ее к работе в новых условиях.
Такие ПЛК можно присоединять к любому оборудованию в сетях, перенастраивать через интернет. Они надежные, гибкие, быстро обнаруживают ошибки, экономно расходуют электроэнергию. На базе программируемых контролеров можно создавать системы автоматизации под любые объекты, с учетом их технических характеристик и пожеланий клиента.
Организация автоматизации коммуникаций
Отдельные сети жизнеобеспечения объединяют в основные системы посредством линий передач цифровых данных. Правильней для подобных целей использовать оборудование одного производителя или устройства совместимые по основным параметрам.
Среди протоколов, чаще всех применяемых на практике – CAN, MOD BUS, BACNET, LON, RS-485. Причем для технически насыщенных комплексов одновременно могут применяться несколько вышеперечисленных вариантов.
Аппаратные платформы для организации диспетчеризации
Для управления различными процессами часто используют специальные операторские панели, которые размещаются в непосредственной близости к оборудованию. Ответственные лица наблюдают за определенными участками, принимают необходимые меры при возникновении нестандартных ситуаций. Дисплеи могут быть разноцветными, графическими, сенсорными, с возможностью введения цифровых и алфавитных символов. Информация предоставляется в удобном для пользователя формате, при желании сразу распечатывается на принтере.
Если необходимо организовать управление и контроль на больших группах объектов, обустраиваются станции на базе ПК. Если монтаж такого оборудования запланирован в сложных эксплуатационных условиях, стоит отдавать предпочтение не обычным станциям, а оборудованию в пыле- или влагозащищенном исполнении.
Надежно хранить данные рекомендуется в базах данных Oracle или Microsoft SQL Server, для работы использовать операционные системы Oracle или Microsoft SQL Server.
Структура современных систем
Для связи сервера с контролерами используют транспортный протокол TCP/IP. Среди преимуществ такой диспетчеризации:
- обеспечение надежной передачи достоверных данных;
- высокоскоростной обмен данными;
- надежность;
- доступность.
Нет необходимости в прокладывании новых локально-вычислительных сетей, а использовать для обмена данными уже имеющиеся на объекте компьютерные системы.
Особенной востребованностью для сбора, обработки и хранения необходимой информации пользуются SCADA-системы. Устроены такие сети по технологиям клиент-серверной архитектуры. В качестве сервера используются рабочие станции с высокой производительностью. Обязательным требованием является организация бесперебойного питания с резервными накопителями. Клиенты – это обычные ПК с минимальным набором установленных программ или рабочие станции, загружающие необходимые данные непосредственно с сервера.
Такие компьютеры для получения желаемой информации посылают соответствующие запросы на главный сервер. После обработки данные оперативно отсылаются клиенту.
Модули, функционирующие на базе протоколов TCP/IP, могут размещаться в произвольном порядке. Среди двух распространенных вариантов расположения: центральный и удаленный.
Центральная диспетчеризация предусматривает наличие единого центра, к которому подключено несколько инженерных объектов, оснащенных приборами учета ресурсов. Все комплексы обозначены на карте, могут по отдельности выводиться на экран монитора.
При удаленной диспетчеризации оператор может наблюдать за работой систем, получает сигналы через сотовую сеть при возникновении внештатных ситуаций, самостоятельно отправлять запросы о системных данных с планшета, смартфона или другого мобильного устройства.
Необходимость автоматизации на объектах
Чаще всего современные системы представляют собой трехуровневый комплекс, где:
- верхний ярус: интерфейс, инструменты визуализации данных;
- средний уровень: оборудование контроля за рабочими процессами;
- нижний: датчики для управления модулями станции.
В зависимости от финансовых возможностей заказчика может использоваться как бюджетное оборудование, так и дорогостоящая электроника известных мировых брендов.
Системы диспетчеризации современных объектов ЖКХ – это один из самых действенных механизмов повышения производительности функционирования отрасли, превращения ее из ресурсозатратной в высокоэффективную!